Группа компаний «Обувь России» успешно завершила первый год в статусе публичной компании, продемонстрировав высокие показатели деятельности и полностью выполнив заявленные планы. В 2017 году мы активно расширяли розничную сеть: в 2017 году она приросла 83 магазинами и на конец года насчитывала 535 торговых точек. Благодаря этому мы существенно укрепили позиции лидера среднеценового сегмента обувного рынка и увеличили свой отрыв от ближайших конкурентов. В дальнейшем мы намерены поддерживать столь высокие темпы роста сети.
Выручка Группы в 2017 году увеличилась на 8,4% — до 10,8 млрд рублей, сопоставимые продажи — на 2,8%. Компания продемонстрировала высокие показатели роста прибыльности. EBITDA увеличилась на 7,8% и составил 2,74 млрд руб., по сравнению с 2,54 млрд руб. в 2016 году. Чистая прибыль выросла на 10,8% — до 1,3 млрд руб. Рентабельность по EBITDA по итогам 2017 года составила 25,3% что является высоким результатом среди ведущих мировых фешн-ритейлеров. Столь впечатляющих результатов нам удалось добиться по нескольким причинам. Во-первых, российский обувной рынок начал восстанавливаться в 2017 году: впервые с 2014 года он вернулся к росту в натуральном выражении. Кроме того, мы наблюдаем увеличение спроса и изменение потребительских предпочтений: покупатели вновь начинают интересоваться более модной цветной обувью из натуральной кожи.
Во-вторых, в 2017 году мы продолжили совершенствовать наши коллекции. Учитывая изменение потребительских трендов, мы вновь начали увеличивать долю более современной, модной обуви интересного дизайна в наших коллекциях. Если доля такой обуви в 2016 году составляла 15% коллекций, то в 2017 уже 20%, а в новом весенне-летнем сезоне 2018 достигает 30%. Также мы расширили коллекции обуви casual спорт, поскольку популярность такой обуви растет. В 2017 году доля casual спорт в розничных продажах удвоилась.
В-третьих, в 2017 году в рамках стратегии диверсификации продуктовой линейки мы продолжали развивать ассортимент сопутствующих товаров под собственными торговыми марками. Мы стали более профессионально работать с категорией одежды и расширили такой ассортимент. В результате доля сопутствующих товаров в розничной выручке компании достигла 31% в 2017 году (в 2016 году этот показатель составлял 28%). Диверсифицированная продуктовая линейка увеличивает комплексность покупок, средний чек и способствует росту прибыльности бизнеса.
В стратегии развития наша компания делает ставку на бренды. Весь ассортимент, представленный в наших сетях, мы развиваем под собственными брендами, включая обувь, аксессуары и сопутствующие товары. Мы следуем концепции Total look и предлагаем покупателям возможность сформировать модный образ к сезону. Мы запускаем брендированные маркетинговые кампании, используя все каналы коммуникации, включая digital. Все это позволяет нам добиваться высокой узнаваемости наших брендов и формировать широкую аудиторию лояльных покупателей. Так, в 2017 году число держателей наших карт лояльности увеличилось на 25% и достигло 1,95 млн человек, 60% покупок в наших магазинах совершалось с использованием карт лояльности.
Важное стратегическое направление для компании — это развитие модели омниканальных продаж, собственных интернет-магазинов и онлайн-сервисов для покупателей. В 2017 году мы совершенствовали работу наших онлайн- площадок, запустили обновленные мобильные версии сайтов, расширили партнерство с онлайн-гипермаркетами Wildberries, OZON. Все это дало нам рост продаж по направлению e-commerce на 56%, его доля в розничной выручке достигла 10%. В дальнейшем именно развитие собственных интернет-магазинов является для нас приоритетным, по итогам 2017 года их доля в общей выручке от онлайн-продаж составила 90%.
Подводя итоги деятельности в 2017 году, мы отмечаем, что компания добилась высоких результатов по всем направлениям, продемонстрировала высокие показатели прибыли и рентабельности. Таким образом, мы движемся в рамках заявленных планов и будем дальше активно развиваться. По прогнозам Discovery Research Group, в ближайшие 5 лет российский обувной рынок будет в среднем прирастать на 4-5% в натуральном выражении и на 6-8% — в стоимостном. Учитывая благоприятную ситуацию на рынке, «Обувь России» намерена дальше консолидировать рынок, используя преимущества уникальной бизнес-модели, которая включает развитие портфеля узнаваемых брендов, диверсифицированный ассортимент товаров и услуг, инновационную программу лояльности и развитие омниканальной модели продаж.